Следующий способ - ритмический диктант ("Эхо"). Взрослый ритмично произносит какое-то слово (например, МОРКОВКА),ребенок в точности повторяет, затем взрослый меняет ритм (растягивает ударный слог, меняет ударение, делает их несколько), ребенок повторяет. Следующий шаг: меняться - то взрослый задает слово, то ребенок. И наконец, вершина мастерства - когда ребенок сам становится инициатором, предлагает свои слова и способы игры с ними. В эту игру хорошо играть по пути домой, в садик, в гости.
Творчество (импровизация) - следующий необходимый компонент развития музыкальности. Спектр действий широк:
- назвать свое имя (ВАНЯ), прохлопать ритм своего имени с акцентом на ударном слоге (ВА - НЯ);
- спеть свое имя (фамилию), то есть произнести егь музыкально, растягивая звуки, нараспев;
- прохлопать ритм известного стихотворения, поговаривая его (далее - не проговаривая, это сложнее);
- воспроизвести в омузыкаленной речи (нараспев) интонацию вопроса (повышение интонации) и ответа (понижение);
- передать голосом эмоцию радости, грусти, серьезности, удивления, раздумья, волнения, сомнения (и не только голосом, но и мимикой, жестами) - эти навыки хорошо раскрепощают детей, помогают адекватно выразить свои чувства. Дети довольно легко заучивают чистоговорки - они содержательны и невелики. На материале чистоговорок можно отрабатывать навык эмоционального произнесения текста. Вот несколько:
В ШАЛАШЕ ШЕСТЬ ШАЛУНОВ
ИСПЕКЛА ИРИШКА КУКЛАМ ПО КОВРИЖКЕ
ДОБРЫ БОБРЫ ИДУТ В БОРЫ
ПЕРЕПЕЛКА ПЕРЕПЕЛЯТ ПРЯТАЛА ОТ РЕБЯТ
ГУСЬ ГОГА И ГУСЬ ГАГА ДРУГ БЕЗ ДРУГА НИ ШАГА
КОШКА КРОШКА НА ОКОШКЕ КАШКУ КУШАЛА ПО КРОШКЕ
МАТРЕШКИ, МАТРЕШКИ, НАДЕНЬТЕ СЕРЕЖКИ
КУПИЛА БАБУСЯ БУСЫ МАРУСЕ
ПРОВОРОНИЛА ВОРОНА ВОРОНЕНКА
У ОСЫ НЕ УСЫ, НЕ УСИЩИ, А УСИКИ. (В.И.Даль "Пословицы русского народа")
Попробуйте всей семьей поочередно сказать одну из этих фраз сначала удивленно, затем огорченно, ласково, строго, с интонацией приказа, задумчивой интонацией, с упреком, гордостью. Помогайте себе жестами, мимикой, всем телом. Вы будете приятно удивлены - какой спектр чувств у вас вызовет это простое упражнение. Предвижу вопрос: Для чего? Вы и Ваш ребенок сможете лучше понимать, чувствовать друг друга. Прежде чем зазвучит слово, наше лицо передает наше внутреннее состояние. Если хорошо умеешь "читать" по лицу, то можно избежать неприятных разговоров и ситуаций. Скорее всего, Ваш малыш хорошо "читает" Ваше лицо, а Вы? Всегда ли мы, взрослые, способны понять своего ребенка? Если нам "надо", мы просто заставляем, зачастую не глядя ему (ей) в глаза. Ребенок же не всегда может высказать, но показать он может и делает это. Когда Вы будете "видеть" движения его души, тогда Ваши отношения будут очень крепкой дружбой.
И еще один совет - наполняйте время общения с Вашими маленькими сокровищами разными музыкальными впечатлениями: вместе смотрите мультфильмы, вспоминайте песенки из них, напевайте их, переделывайте тексты на себя, своих родных, шутите, играйте в "Угадай-ку" (угадывайте песенки из разных мультфильмов, разумеется, отечественных). Не пренебрегайте походами в концертные залы, в Красноярске есть где послушать "живую" музыку. Купите домой детскую дудочку, губную гармошку или тот инструмент, звучание которого нравится Вам - и пусть он лежит на видном месте. Ребенок заметит его и, возможно, не раз захочет на нем поиграть. Стимулом может послужить любая песенка из нашего, отечественного мульт- кинофильма, поскольку советское детское кино держало высокий стандарт звукового сопровождения - звучал симфонический оркестр и сама музыка была очень "умной" и "детской". Не советую навязывать детям "взрослую" музыку (песни "Авторадио", "Шансон"), поскольку считаю такой репертуар неподходящим для формирования доброй картины мира.
Отвечу на все возникшие вопросы.
Желаю Вам добра и много радости!
Ваш музыкальный руководитель - Землянская Татьяна Владимировна.