Детский сад # 31


Красноярск

Красноярск 2010                                                                                                                                                                                                                                                            Дизайн сайта - Дмитрий Алексахин                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                            
Музыкальные способности, как и музыкальность вообще, есть у каждого ребенка. Соответственно, на вопрос: а есть ли у моего ребенка слух, если мне "медведь…"? отвечаю: да, слух есть, и есть смысл его развивать. Как развить музыкальный слух? Есть несколько способов, проверенных поколениями и легшие в основу  методики музыкального воспитания. Прежде всего - СЛУШАНИЕ детской музыки (песенки из мультфильмов, кинофильмов) и классической (написанной для детей).
Самое подходящее время для СЛУШАНИЯ  - время отхода ко сну, пробуждения, а также время тихих игр. Рекомендую серию CD-дисков "Малыш и классика" ("Классика для малышей"): "Малыш у озера", "Малыш в лесу", "Звуки природы", в которой приятно аранжированная классическая музыка приятно сочетается со звуками природы - шелестом листвы, пением птиц, журчанием ручья. Ежедневное прослушивание хотя бы нескольких мелодий из этой серии легко и ненавязчиво запечатлеет в слуховой памяти детей  музыкальные образы. Позже можно сообщить детям названия этих пьес. Засыпая, дети будут сопоставлять образы, сложившиеся в их сознании с образами, предлагаемыми композитором. Следующим шагом может стать сообщение о композиторе, написавшем эту музыку (Чайковский Петр Ильич, русский композитор - показать портрет). И, наконец, самое интересное - это викторина: звучит музыка, которую дети хорошо знают, их задача состоит в том, чтобы узнать по первым звукам пьесу, назвать ее и автора.


Следующий способ - ритмический диктант ("Эхо"). Взрослый ритмично произносит какое-то слово (например, МОРКОВКА),ребенок в точности повторяет, затем  взрослый меняет ритм (растягивает ударный слог, меняет  ударение, делает их несколько), ребенок  повторяет. Следующий шаг: меняться  - то взрослый задает слово, то ребенок. И наконец, вершина мастерства - когда ребенок сам становится инициатором, предлагает свои слова и способы  игры с ними. В эту игру хорошо играть по пути домой, в садик, в гости.
Творчество (импровизация) - следующий необходимый компонент развития музыкальности. Спектр действий широк:
- назвать свое имя (ВАНЯ), прохлопать ритм своего имени с акцентом на ударном слоге (ВА - НЯ);                                                                                                                                                                          
- спеть свое имя (фамилию), то есть произнести егь музыкально, растягивая звуки, нараспев;
- прохлопать ритм известного стихотворения, поговаривая его (далее - не проговаривая, это сложнее);
- воспроизвести в омузыкаленной речи (нараспев) интонацию вопроса (повышение интонации) и ответа (понижение);
- передать голосом эмоцию радости, грусти, серьезности, удивления, раздумья, волнения, сомнения (и не только голосом, но и мимикой, жестами) - эти навыки хорошо раскрепощают детей, помогают адекватно выразить свои чувства. Дети довольно легко заучивают чистоговорки - они содержательны и невелики. На материале чистоговорок можно отрабатывать навык эмоционального произнесения текста. Вот несколько:
В ШАЛАШЕ ШЕСТЬ ШАЛУНОВ                                                                                        
ИСПЕКЛА ИРИШКА КУКЛАМ ПО КОВРИЖКЕ
ДОБРЫ БОБРЫ ИДУТ В БОРЫ
ПЕРЕПЕЛКА ПЕРЕПЕЛЯТ ПРЯТАЛА ОТ РЕБЯТ
ГУСЬ ГОГА И ГУСЬ ГАГА ДРУГ БЕЗ ДРУГА НИ ШАГА
КОШКА КРОШКА НА ОКОШКЕ КАШКУ КУШАЛА ПО КРОШКЕ
МАТРЕШКИ, МАТРЕШКИ, НАДЕНЬТЕ СЕРЕЖКИ
КУПИЛА БАБУСЯ БУСЫ МАРУСЕ
ПРОВОРОНИЛА ВОРОНА ВОРОНЕНКА
У ОСЫ НЕ УСЫ, НЕ УСИЩИ, А УСИКИ.                                                    (В.И.Даль "Пословицы русского народа")
       Попробуйте всей семьей поочередно сказать одну из этих фраз сначала  удивленно, затем огорченно, ласково, строго, с интонацией приказа, задумчивой интонацией, с упреком, гордостью. Помогайте себе жестами, мимикой, всем телом.  Вы будете приятно удивлены - какой спектр чувств у вас вызовет это простое упражнение. Предвижу вопрос:  Для чего? Вы и Ваш ребенок сможете лучше понимать, чувствовать друг друга. Прежде чем зазвучит слово, наше лицо передает  наше внутреннее состояние. Если хорошо  умеешь "читать" по лицу, то можно избежать неприятных разговоров и ситуаций. Скорее всего, Ваш малыш хорошо "читает" Ваше лицо, а Вы? Всегда ли мы, взрослые, способны понять своего ребенка?  Если нам "надо", мы просто заставляем, зачастую не глядя  ему (ей) в глаза. Ребенок же не всегда  может высказать, но показать он может и делает это. Когда Вы будете "видеть" движения его души, тогда Ваши отношения будут очень крепкой дружбой.
       И еще один совет - наполняйте  время общения с Вашими маленькими сокровищами разными музыкальными впечатлениями: вместе смотрите мультфильмы, вспоминайте песенки из них, напевайте их, переделывайте тексты на себя, своих родных, шутите, играйте в "Угадай-ку" (угадывайте песенки из разных мультфильмов, разумеется, отечественных). Не пренебрегайте походами в концертные залы, в Красноярске есть  где послушать "живую" музыку. Купите домой  детскую дудочку, губную гармошку или тот инструмент, звучание которого нравится Вам - и пусть он лежит на видном месте. Ребенок заметит его и, возможно, не раз захочет на нем поиграть. Стимулом может послужить любая песенка из нашего, отечественного мульт- кинофильма, поскольку  советское детское кино держало высокий стандарт звукового сопровождения - звучал симфонический оркестр и сама музыка была очень "умной" и "детской". Не советую навязывать детям "взрослую" музыку (песни "Авторадио", "Шансон"), поскольку считаю такой репертуар неподходящим для формирования доброй картины мира.
  Отвечу на все возникшие вопросы.  
Желаю Вам добра и много радости!
Ваш музыкальный руководитель        - Землянская Татьяна Владимировна.          
Рекомендации папам и мамам, а также бабушкам и дедушкам
по развитию музыкальных способностей своих малышей
Hosted by uCoz